О ВЕЖЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Вежливость ничего не стоит, но приносит много.
                                                                                                                           М. Монтегю

 

«Вежливый» в толковом словаре русского языка определяется как соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый. Яркую характеристику ребенка-невежи, который разладил отношения в семье, подарила нам в своем стихотворении «Медвежонок-невежа» Агния Барто, справедливо предположив, что «такие мишки есть среди ребят!».

 

 

1. Если ребенок перебивает взрослых...

 

«Не перебивай меня, не переби­вай!» — так поется в известном шлягере, где она возмущена и устраивает исте­рику ему за то, что он ее не слушает. Как неприятно, когда тебя перебивают, даже если ты взрослый! А что делать, если ребенок перебивает взрослых?

 

«Наш сын Ваня (2 года 3 месяца) не дает нам поговорить, он постоянно требует, чтобы мы им занимались: и почитай, и поиграй и т. п. Когда мы с мужем разговариваем, Ваня вле­зает в наш разговор, требует, чтобы слушали только его».

Первые слова, первые фразы... Как мы радуемся тому, что ребенок умеет говорить! Проходит время, и мы замечаем, что малыш не только научился разговаривать с взрослыми, он научился взрослых перебивать.

Необходимо знать, что, когда ре­бенок перебивает взрослого, влезает в разговор без спроса, — это может означать, что он:

Ø  не умеет слушать;

Ø  проявляет агрессию по отношению к тому, кого он перебил;

Ø  хочет обратить на себя внимание, к которому привык, являясь цен­тром семейной вселенной;

Ø  не обладает достаточным запасом терпения;

Ø  недополучает родительского вни­мания.

 

Известно, что появление нетерпели­вости связано с чувством беспокойства и характерно для детей, имеющих по­вышенное нервное напряжение. Когда ребенок много говорит, вмешивается в разговоры взрослых и других детей, вторгается в чужие игры — это может быть одним из симптомов гиперактив­ности.


 

Памятка для педагогов и родителей

«Как научить ребенка не перебивать взрослых»

 

 

 

1.             Заранее договоритесь с ребенком о том, чтобы, когда к вам придет гость, и вы будете с ним разговаривать, малыш, например, поиграет один в своей комнате. Объясните, что сейчас вы заняты. Попросите запомнить то, что ребенок хочет вам сказать, с тем, чтобы выслушать его тогда, когда закончите разговор с гостем. Попросите ребенка нарисовать, написать то, что он хочет вам сказать.

 

2.             Не используйте такие фразы, как: «Ты перебил меня!», «Не­хорошо перебивать взрослых», «Только плохие мальчики так делают» и т. п.

 

3.             Научите вежливым способам прерывания разговора: фраза «Извините, пожалуйста, за то, что я вынужден прервать вас!» может стать поистине волшебной.

 

4.             Показывайте пример для ребенка и не влезайте в чужой разговор без необходимости.

 

5.             Учитывайте возраст: чем младше ребенок, тем сложнее ему сдерживаться в ожидании паузы в разговоре.

 

6.             Хвалите ребенка за то, что он нашел, чем ему заняться, когда вы были заняты разговором.

 

7.             Сами никогда не перебивайте ребенка!

 


 

 

 

2. Если ребенок не здоровается...

 

Для некоторых детей ситуация при­хода и ухода, когда требуется поздо­роваться или попрощаться, вызывают сильное напряжение. У детей с на­рушениями нервной системы ситуации напряжения вызывают защитную реак­цию в виде ступора. Выйти из этого состояния поможет естественное по­ведение взрослого, который, к примеру, поздоровается за себя и за своего малыша, да и попрощается два раза. С мальчиком Васей 4 лет, у которого проявления невротического ступора случались каждый раз в ситуации про­щания и приветствия, мы вместе с родителями придумали увлекательные способы приветствия и прощания: плечиками, ступнями ног, ладошками и т. п. Васе понравились такие веселые способы, а однажды, когда прошло уже несколько месяцев, мы услышали от мальчика вслед за мамой сказанное им приветствие: «Здравствуйте!»

 

Причиной того, что ребенок не здоровается и не прощается, может быть и неблагоприятная семейная ат­мосфера. Приведем пример. Состав семьи: мать (26 лет), отец (32 года), сын Денис (4 года), бабушка (папина мама, 60 лет), дедушка (папин папа, 67 лет), дядя (папин брат, 26 лет). Мама обеспокоена: «Денис в детском саду не умеет общаться с детьми, его игры со сверстниками заключаются в том, что он ломает их постройки и веселится по этому поводу. И никак не научить его здороваться! Денис не говорит "до свидания", не говорит "спасибо", может ущипнуть деда или ударить его носком ботинка. Папе Денис выражает свое недовольство словами: "Я с тобой не дружу!" Он вредный мальчик, который делает все поперек. Он, пожалуй, такой же, как я!»

Нетрудно догадаться, что в этой се­мье не только мальчик так себя ведет, но и другие члены семьи. Оказалось, что мама Дениса не здоровается с бабушкой, выражая тем самым свое недовольство свекровью. Бабушка и дедушка не здороваются между собой и с другими членами семьи. В условиях этой семьи мальчика действительно трудно научить вежливым словам, ведь необходимо менять не только поведе­ние каждого взрослого члена семьи, но и неблагоприятную атмосферу, в которой волшебные слова просто не могут жить.



Памятка для педагогов и родителей

«Как помочь ребенку быть вежливым»

 

 

 

1.     В обязательном порядке употребляйте веж­ливые слова сами в тех ситуациях, где они не­обходимы.

 

2.     Убедите окружающих ребенка взрослых сделать использование вежливых слов нормой.

 

3.     Покажите ребенку «волшебство» вежливых слов: не выполняйте просьбы ребенка, например

 

    «дай мне», без слова «пожалуйста».

 

4.     Сделайте для ребенка ситуации встречи и расставания как можно более естественными и разнообразными.

 

5. Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите первыми, не дожидайтесь, когда об этом вспомнит ребенок.

 

6.   Вместе с ребенком разработайте и утверди­те обязательные правила вежливости. Например: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые» и т.п.

 

7.     Учите вежливости вежливо!

 

 

 

3. Если ребенок ругается матом...

 

 

Действительно, вежливые слова помогают в общении, об этом заме­чательно когда-то рассказала детская писательница В. Осеева в рассказе «Вежливое слово». Слово «пожалуйста», сказанное тихим голосом и глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь, в этом рассказе распахнуло, как по волшеб­ству, сердца членов семьи маленького мальчика. А что делать, если малыш говорит слова, которые относят к не­нормативной лексике?

Распространение неприличных слов в последнее время приняло угрожающий масштаб, и дети дошкольного возраста оказались наиболее незащищенными перед сквернословием. Сегодня из­вестно, что словесная информация оказывает влияние на ДНК человека, а сквернословие разрушает волновые программы, отвечающие за нормальную работу организма ребенка. Взрослым, которые в своей речи употребляют лексический мусор и являются источ­ником заражения ребенка, необходимо понимать, что они наносят вред здо­ровью ребенка.

 

За психологической помощью обра­тилась мама (30 лет): «У сына проблема с мусорными словами, они буквально вылетают изо рта Кирилла».

Кирилл (4 года 7 месяцев) един­ственный ребенок в семье, воспитанием занимается мама. Кирилл чрезвычайно интеллектуально развитый ребенок, и такое поведение можно расценивать как проявление демонстративного поведе­ния, означающего: «Обратите на меня внимание!» Самым плохим событием Кирилл считает для себя следующее: «Мама ходит в клуб все время, в ночной клуб!» Мама Кирилла не работает в от­личие от папы, который обеспечивает эту семью. По вечерам, когда папа приходит домой, мама уходит развле­каться в ночной клуб, а папа остается с мальчиком дома и не стесняется в употреблении бранных слов в присут­ствии сына.

Привлекательность и живучесть не­нормативной лексики связана с тем, что она снимает напряжение в тех ситуациях, когда эмоции переполняют и захлестывают, когда трудно выразить то, что чувствуешь, словами. У детей дошкольного возраста эти сложности связаны с возрастными особенностя­ми. В связи с этим важным является обучение дошкольников конструктив­ным формам выражения своих как положительных, так и отрицательных эмоций.

 

«Наш сын (4 года 6 месяцев) руга­ется матом. Пробовали не обращать внимания, ругать и наказывать — ничего не помогает! Как быть?»

Дело в том, что ребенок четырех лет уже осознанно использует неприличные слова, и перечисленные способы действительно могут быть неэффективны. Попробуйте разрешить вашему ребенку ругаться (ведь это все равно проис­ходит), но только в определенном месте (например, у мусорного ведра — слова-то у вашего сына мусорные).

Однако к этому способу необходимо прибегать только в крайнем случае. Прежде всего, надо показать ребенку свое непринятие неприличной брани: «Мне не нравятся такие слова», «У нас в детском саду (в семье) так не гово­рят» и т п.

 

 

 

 

 

Памятка для педагогов и родителей

 

«Как отучить ребенка ругаться матом»

 

 

 

1.     Не употребляйте сами ненормативную лексику, следите за соб­ственной речью. Убедите взрослых, окружающих ребенка, не использовать «мусорные» слова.

 

2.     Не спрашивайте (даже если очень хочется!) у ребенка, где он услы­шал эти слова (а вдруг от вас!), поскольку этим вы заостряете внимание малыша к «этим словам» и к ситуации, в которой они были услышаны.

 

3.     Реагируйте на ругательные слова ребенка в зависимости от его возрас­та. На слова, услышанные от младшего дошкольника, можно никак не реаги­ровать, он, вполне вероятно, вскоре их забудет Ребенку среднего и старшего дошкольного возраста надо дать понять, что вы такие слова не хотите слышать у себя дома (в детском саду). Тактично, убедительно и спокойно объ­ясните ребенку, что это обидные, плохие, грязные слова, их неприятно и говорить, и слышать. Хорошие дети такие слова не говорят, а вы уверены в том, что ваш ребенок хороший!

 

4.     Не демонстрируйте ребенку эмоциональную реакцию по поводу услышанных вами неприличных слов, поскольку как положительная, так и отрицательная реакция взрослого может вызвать у ребенка желание повторить употребление неприличных слов для того, чтобы вызвать ре­акцию.

 

5.     При непрекращающемся употреблении ребенком неприличных слов определите время и место, когда и где можно говорить плохие слова. На­пример, можно говорить эти слова у мусорного ведра только тогда, когда поблизости никого нет.

 

6.     Поддерживайте в семье (в детском саду) доброжелательные отно­шения, поскольку мир, взаимопонимание и теплая атмосфера являются той средой, в которой ненормативная лексика не нужна.

 

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.     Алексеева Е. Е. Что делать, если ребенок... Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет — СПб.: Речь, 2008. — 224 с.

2.     Алексеева Е. Е. Психологиче­ские проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? / Учебно-методическое пособие. 2-е изд. — СПб.: Речь, 2008. — 283 с.

Ваш комментарий
Имя: 
Комментарий: 
* все поля обязательны для заполнения
Комментарии
Екатерина Ивановна
Статьи очень актуальны. Особенно про "мат", порекомендую своим соседям.Спасибо!
Светлана Евгеньевна
Да, это очень актуально - в наше время очень мало взрослых бывают вежливыми по отношению к друг другу, а уж до детей некоторым и вовсе дела нет.
Марина Юрьевна
Очень полезные советы