Конспект непосредственно образовательной деятельности «Экскурсия в Институт здоровья» /для детей старшей группы с ОНР/

 

Интеграция образовательных областей:

«Здоровье», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы»,  «Музыка».

Цель:

Продолжать формировать элементарные знания детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

 

Задачи:

 

Образовательные:

 

«Познание»:

- закрепить знания детей об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание).

«Коммуникация»:

- формировать умение образовывать притяжательные прилагательные

 

«Здоровье»:

- уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств, при восприятии им окружающего мира.

 

«Безопасность»:

 -закреплять знания детей о профилактике заболеваний органов чувств.

 

Развивающие: 

 

«Познание»:

-развивать тактильные, зрительные, слуховые и вкусовые ощущения,  орган обоняния.

 

«Коммуникация»:

-развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы;

-активизировать речь детей; развивать внимание, память, мышление;

-развивать умение слышать друг друга, дополнять ответы товарищей;

- активизировать в речи детей номинативный, предикативный, атрибутивный словарь по теме «Органы чувств»;

- развивать умение согласовывать числительные с существительными в роде и падеже.

 

 

«Социализация»:

-развивать умение согласовывать собственное поведение с поведением других детей

 

«Музыка»:

-развивать умение различать музыкальные инструменты на слух и называть их.

 

Воспитательные:

«Безопасность», «Здоровье»:

-воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.

 

«Чтение художественной литературы»:

-продолжать поддерживать интерес к художественной литературе.

 

Материалы и оборудование:

-видеописьмо;

 -набор музыкальных инструментов: бубен, колокольчик, маракас, барабан дудка;

-ширма;

 

-каштаны по количеству детей;  

-мягкая игрушка - кошка, колючий ежик;

-стаканы с водой сладкого, соленого, кислого вкусов;

-мешочки с мелкими предметами по количеству детей;

-карточки с изображением ситуаций: «Что полезно и что вредно для глаз», «Что можно, а что нельзя пробовать на вкус»;

-картинки с изображением продуктов, имеющих различный вкус;

-баночки с продуктами, имеющими характерный запах (лук, чеснок, апельсин, шоколад);

-картинки с продуктами, полезными для глаз;

-плакат с изображением правил ухода за языком;

-плоскостные изображения лиц веселого и грустного характера;

-два мольберта;

-презентация «Экскурсия в Институт здоровья»;

-технические средства (ноутбук, магнитофон).

 

Предварительная работа:

 

 Цикл бесед «Познай свое тело», игра «Дорисуй картинку», чтение стихотворения В. О. Свиридова «Для чего нужны глаза?», отгадывание загадок на данную тему, просмотр презентации,  игра «Твердый – мягкий», д/и «Хорошо – плохо».

 

ХОД НОД

Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад  пришло видеописьмо  хотите посмотреть его?

 

Просмотр видеописьма

Воспитатель: Как вы думаете, почему у этого института такое название? (ответы детей).

Вы правы, там изучают здоровье человека. А здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма. А хотите узнать что-нибудь о них? (ответы детей).

Как вы думаете, дети, чем мы воспринимаем этот мир: его звуки, красоту, запахи? (ответы детей)

 

Показ слайда №2

Воспитатель: Правильно! Все перечисленные вами органы – глаза, уши, нос, кожа, язык – это органы чувств, мы ими чувствуем, ощущаем все вокруг себя и поэтому мы называем их нашими помощниками. Именно о них мы узнаем в

«Институте здоровья». Итак, ребята, проходите в первый кабинет нашего Института здоровья. Я загадаю вам загадку, а вы, отгадав ее, поймете, с каким органом чувств мы здесь с вами познакомимся.

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются.

 

(глаза)

 

Показ слайда №3

Воспитатель: Правильно, ребята. Это глаза. Глаза - это наш орган зрения.

 

Сколько глаз у человека? (ответы детей)

 

Посмотрите в глаза друг другу. Что вы видите? (ответы детей)

Ребята, а теперь посмотрите на экран компьютера, этот кружок называется радужная оболочка. У одних он коричневый, у других - зеленый, у кого- то - голубой.  А черная точка посередине – это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза. И мы видим то, на что смотрим, что нам хочется увидеть.

 

Показ слайда №4

 

Воспитатель показывает на слайде радужную оболочку и зрачок.

 

Воспитатель: Скажите, как можно назвать человека с карими (голубыми, зелеными, серыми) глазами? (ответы детей)

 

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и рассказать, что они видят, затем открыть и описать, что видят сейчас.

 

Воспитатель: Ребята, так зачем же человеку глаза? (ответы детей)

 

Показ слайда №5

Воспитатель: Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели, их надо беречь. Давайте поиграем в игру «Что полезно, а что вредно для глаз» и узнаем, что нужно для этого делать.

 

Игра «Что полезно, а что вредно для глаз»

 

На мольбертах прикреплены плоскостные изображения лиц веселого и грустного характера. Детям раздаются карточки с изображением разных ситуаций. То, что полезно для глаз, дети ставят к веселому человечку, а то, что вредно – к грустному человечку.

Воспитатель: Молодцы, правила вы хорошо знаете. А сейчас я научу вас делать для глаз специальную гимнастику.

 

Упражнение «Волшебные линии»

 

На стене оформлено панно для проведения зрительной гимнастики.

 

Дети вместе с воспитателем следят глазами за направлением линии

 

от начала до конца

Воспитатель: Переходим в следующий кабинет. Интересно, что же изучают здесь?

Два брата на одной голове живут

Все слышат, а друг друга не видят.

(Уши)

 

Показ слайда №6

Воспитатель: Правильно, ребята, это уши. Уши – это орган  слуха. Сколько у человека ушей? (ответы детей)

 

 Ребята, как вы думаете, что было бы, если бы мы не могли слышать? (ответы детей)

 

Показ слайда №7 

 

Воспитатель:  Чтобы уши не болели, а слух был хорошим, нужно соблюдать правила. Как вы думаете, какие? (ответы детей)

Ребята, давайте для наших ушек сделаем зарядку.

 

Зарядка для ушей

Мы ладошки разотрем.

Смело, ушки мы возьмем.

Сверху вниз мы их пощиплем.

Пальчиками разомнем.

Снизу вверх опять пройдем.

Воспитатель: А сейчас я хочу посмотреть, хорошо ли слышат ваши ушки. Сможете ли вы по звуку отгадать музыкальные инструменты?

 

Игра «Угадай, какой инструмент звучит»

 

За ширмой спрятаны музыкальные инструменты (дудочка, колокольчик, барабан,

 

маракас, бубен). Воспитатель поочередно играет на одном из них. Дети угадывают, на чем играет воспитатель.

Воспитатель: Переходим в следующий кабинет. Чтобы узнать, чем здесь занимаются, отгадайте следующую загадку.

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит.

 

(Нос)

 

Показ слайда №8

Воспитатель: правильно, это нос. Нос - это орган обоняния. Ребята, сколько носов у человека? (ответы детей).

Как называются две дырочки в носу, по которым бродит воздух? (ответы детей).

 

Ребята, а для чего человеку нос? (ответы детей)

 

Правильно, нос выполняет функцию дыхания, но есть еще одно свойство человеческого носа - ощущать запахи. Давайте проведём эксперимент и проверим, сможете ли вы определить по запаху, что находится в этих баночках. 

 

Игра «Узнай по запаху»

 

На столе расставлены баночки с продуктами, имеющими разный запах. Воспитатель предлагает определить по запаху содержимое баночек.

 

 Воспитатель: Молодцы! Какие запахи бывают? (ответы детей)

 

Как вы думаете, может ли нос предупредить человека об опасности? (ответы детей)

 

Показ слайда №9, 10

 

Воспитатель: Чтобы ваши носы хорошо дышали и различали запахи,  надо беречь органы обоняния: проветривать помещение, комнату, в которой живёшь, делать влажную уборку. Нужно чаще ходить на прогулку, дышать свежим воздухом, не простужаться, делать дыхательную гимнастику.

Давайте мы с вами сделаем гимнастику для нашего носа.

 

Дыхательная гимнастика

 

Дети делают несколько раз глубокий вдох и выдох, зажимают нос пальчиками,  произносят звук М на выдохе, поглаживают нос пальчиками и снова делают глубокий вдох и выдох.

Воспитатель: Предлагаю вам отгадать следующую загадку, отгадав ее, вы узнаете, с каким органом чувств мы познакомимся с вами в следующем кабинете.

Всегда во рту, а не проглотишь?
(Язык)

 

Показ слайда №11

Воспитатель: Правильно, ребята. Это язык. Язык является органом вкуса у человека . Сколько языков у человека? (ответы детей)

 

Как вы думаете, зачем человеку язык? (ответы детей)

Ребята, а как наш язык определяет вкус? (ответы детей)

Предлагаю провести эксперимент и посмотреть, сможет ли ваш язык определить вкус воды.

 

. Игра «Узнай вкус воды»

 

На столе расставлены стаканчики с водой разного вкуса (сладкая, соленая, кислая, пресная). Дети пробуют воду из какой-либо одной баночки и словами называют вкус воды

 Воспитатель: Так какие вкусы может различать наш язык? (ответы детей)

 

Дети рассматривают картинки с изображением продуктов, имеющих

 

разный вкус и называют вкусовые качества продуктов.

 

Воспитатель: Как вы думаете, что никогда нельзя пробовать на вкус и почему (ответы детей)

 

Дети рассматривают картинки с изображением продуктов, которые

 

нельзя пробовать на вкус.

 

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, для чего человеку еще нужен язык? (ответы детей)

Для того чтобы наш язык был чувствительным и помогал правильно произносить звуки, давайте выполним специальные упражнения.

 

Артикуляционная гимнастика

 

Упражнение «Лягушка»

 Вот понравится лягушкам

Тянем губы прямо к ушкам

Потяну, и перестану

И нисколько не устану.

Упражнение «Хоботок»

Подражаю я слону.

Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

 

Упражнение «Вкусное варенье»

Как будто варенье лежит на губе –

Слижу его  с губок в ротик себе.

 

Упражнение «Качели»

На качелях я катаюсь

Вверх – вниз. Вверх – вниз.

Я все выше поднимаюсь.

 

 А потом спускаюсь в низ.

 

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а нужно ли ухаживать за языком, если нужно, то расскажите как? (ответы детей)

 

Дети рассматривают плакат с изображением правил ухода за языком

Воспитатель: Но это ещё не все органы чувств, с которыми мы познакомились.

Давайте пройдем в следующий кабинет. Хочу вам предложить последнюю загадку:

Любят труд, не терпят скуки,

Все умеют наши

 

(Руки)

 

Показ слайда №12

Воспитатель:  Правильно - это руки. Для чего человеку руки?

 

Показ слайда№13

Воспитатель: Как называется верхний слой, которым покрыты наши руки? (ответы детей)

Существует ещё один орган чувств - это осязание, свойство кожи человека. Как вы думаете, что нам помогает чувствовать кожа? (ответы детей)

 

Показ слайда №14

Воспитатель: Давайте проведем эксперимент.

 

Воспитатель предлагает детям погладить кошку (мягкую игрушку) и декоративного ежа (колючий).

 

Воспитатель: Ребята, расскажите о своих ощущениях (ответы детей) 

Вы знаете, ребята, самая чувствительная кожа у нас находится на кончиках пальцев рук. И чтобы наши руки не уставали, а пальцы не потеряли чувствительность, давайте сделаем массаж для наших рук.

 

Массаж для рук

 

Дети стоят в кругу, воспитатель каждому ребенку дает по каштану.

 

Дети катают каштан между ладошками, крутят между пальчиками и т. д.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю проверить чувствительность ваших пальцев с помощью разных предметов.

 

Игра «Волшебный мешочек»

 

На столе разложены мешочки с мелкими предметами. Детям предлагается на ощупь определить, какой предмет спрятан в мешочке.

Воспитатель: Ну что ж, наша экскурсия по «Институту здоровья» подходит к концу. И я хочу вам загадать последнюю загадку.

Один говорит, один нюхает,

Двое глядят, двое слушают.

 

(Органы чувств)

 

Показ слайда №15

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

 

Воспитатель приглашает всех детей встать в круг.

На прощанье улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся.

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожеланья.

 

Дети, стоя в кругу, желают друг другу здоровья, высказываются об экскурсии по Институту здоровья.

 

Рефлексия.

Воспитатель: Ну что же, ребята, кому понравилось наша экскурсия в «Институт здоровья» - протяните ручки в круг, а кому не понравилось – спрячьте за спину.

Всем спасибо.

Воспитатель дарит детям на память книжечки о здоровье.


Литература.

1. В.А Вахрушева «Здравствуй, мир» Москва «Баласс»  2003г.

2. В. Н Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада в старшей группе детского сада» ТЦ «Учитель» 2004г.

3. С. Е.Шукшина «Я и мое тело» Школьная пресса 2004г.

4. Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2007г.

 

Ваш комментарий
Имя: 
Комментарий: 
* все поля обязательны для заполнения
Комментарии
Светлана
Занятие хорошее, моим воспитанникам будет интересно. Спасибо!
Лидия Ивановна
Интересное, познавательное занятие. Спасибо!
Татьяна Андреевна
Елена вы просто молодец! спасибо за интересные разработки.
Перелыгина Елена
Спасибо за отзывы