Конспект непосредственно образовательной деятельности «Морское путешествие» для детей старшей группы с ОНР

 

Интеграция образовательных областей:

 

«Познание», « Социализация», «Коммуникация», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

 

Цель:

 

Расширить представления детей о подводном мире, уточнить и детализировать знания о морских обитателях.

 

Программные задачи:

 

Образовательные:

 

«Познание»:

-расширять знания детей об экосистеме «море»;

-пополнять знания детей о подводном мире и его обитателях, на примере некоторых морских животных.

 

«Коммуникация»:

-формировать навыки речевого общения детей со взрослыми и со сверстниками;

-расширять словарный запас детей по теме;

-формировать умения образовывать относительные прилагательные и согласовывать их с существительными.

 

Развивающие:

 

«Социализация»:

-совершенствовать навыки игровой деятельности;

-развивать чувство эмпатии, отзывчивости и умение работать в коллективе.

 

«Коммуникация»:

-формировать умение делать простейшие выводы и отражать свои впечатления в различных видах деятельности, в том числе и в игровой.

 

«Физическая культура»:

-развивать умение соотносить движения  с текстом стихотворения.

 

«Художественное творчество»:

-закреплять навыки складывания бумаги способом оригами.

 

Воспитательные:

 

«Чтение художественной литературы»

-формировать интерес к художественной литературе.

 

«Социализация»

-прививать чувство бережного отношения к представителям морской флоры и фауны.

 

Предварительная работа:

Цикл бесед о морях и обитателях морей, разучивание стихов о морских рыбах и морских животных, рассматривание и чтение энциклопедий, чтение книги «Что мы знаем о рыбах», отгадывание загадок по теме, рассматривание иллюстраций с изображением морских рыб, рисование «На морском дне», конструирование из бумаги морских обитателей.

 

Материалы и оборудование:

§  яблоко;

§  глобус, макет корабля, сундук, бинокль, капитанская фуражка, воротнички;

§  мяч;

§  клей, фломастеры, цветная бумага; картина с изображением подводного мира;

§  ракушки по количеству детей;

§  презентации о морских обитателях;

 

§  технические средства (ноутбук, магнитофон)

 

Ход НОД

 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто-то к нам в группу принес необычный

 

                              сундук,  как вы думаете, что в нем находится?  

 

Дети высказывают свои предположения.

 

Воспитатель: Предлагаю открыть сундук и посмотреть.

 

Воспитатель достает из сундука глобус.

 

Воспитатель: Ребята, что это? (ответы детей)

 

Что такое глобус? (ответы детей).

Правильно, глобус – это модель Земного шара.

А как вы думаете, что обозначают на глобусе голубые

 

пятна (ответы детей), а что обозначают коричневые  (ответы детей), жёлтые (ответы детей), зелёные пятна? (ответы детей)

Дети, посмотрите внимательно на глобус и скажите: каких пятен

 

больше – голубых, коричневых, жёлтых или зелёных? (ответы детей)

 

                Правильно. Это означает, что на нашей планете Земля вода занимает больше места,  
                чем суша. Да, воды действительно очень
много. Это реки, моря, океаны, озёра и даже болота!

 

Воспитатель достает из сундука яблоко

 

Воспитатель: Если мы возьмем яблоко, как модель Земли, и разделим его на 4  

 

                         части, то ¾ этого яблока занимают водные просторы, а ¼ -    

 

                         составляет суша. Ребята, какие океаны,  вы знаете  

 

                         (ответы детей)

 

                          А теперь давайте вспомним названия морей (ответы детей)

 

                          А какие реки вы знаете? (ответы детей)

                         Ребята, как вы думаете, чем отличаются океаны и моря от рек

                          и озер? (ответы детей)

                         А сейчас предлагаю поиграть и назвать, где какая вода течет. 

Игра «Ручеек»

 

Игроки разбиваются на пары, становятся друг за другом, образуя «воротики».

 

Водящий - тот, у кого нет пары, проходя через ворота, отвечает на вопрос «Как называется вода, которая находится в озере? (в море и т. д.) и забирает одного из игроков. Получившаяся пара становится последней, а игрок,

 

оставшийся без пары, - водящим.

 

(морская, океаническая, речная, озерная, родниковая, колодезная)

 

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как можно использовать морскую воду?

                         (ответы детей).
Показ слайда № 2

 

Воспитатель: А как человек использует пресную воду? (ответы детей)

 

Показ слайда №3

 

Воспитатель достает из сундука бинокль и воротнички.

 

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, людям какой профессии принадлежат эти вещи? (ответы детей)

                         Ну что ж, сегодня нас ждет самое настоящее увлекательное путешествие,  
                         причем не простое, а морское.

 

Воспитатель надевает фуражку, детям повязывает воротнички. 

Воспитатель: Предлагаю перед началом нашего путешествия сделать разминку.

 

Дети выполняют разминку. 

1,2,3,4,5-

Начинаем мы шагать

Один, два – выше голова

Три, четыре - руки шире

Пять, шесть - тихо сесть

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три в ладоши три хлопка,

Головою три кивка

На четыре - руки шире

Пять - руками помашите

И на корабль поспешите.

 

 

Воспитатель: Ну что ж, займем места на корабле и отправимся в путь! 

 

Дети занимают места на корабле и рассматривают иллюстрации с видами моря.

Воспитатель: Море, море…куда ни посмотришь, кругом вода, не видно берега.  
                      
  Море может быть разным. В безветренный солнечный день оно

                          очень красиво, сине- зеленого цвета, в пасмурный день оно

                          становится серым, если небольшой ветер, то по нему бегут волны с

                          белыми кудрявыми гребешками, море может быть мрачным и даже

                          опасным, с волнами высотой с многоэтажный дом.

 

Воспитатель предлагает детям поиграть.

 

Игра с мячом « Хорошо и плохо»

 

Дети встают в полукруг. Воспитатель передает детям мяч и задает вопрос. Половина детей отвечает на вопрос «Море - это хорошо. Почему?», другая половина отвечает на вопрос «Море - это плохо. Почему?»

Воспитатель: Ребята, а как вы представляете себе морское дно? (ответы детей)

                         Предлагаю заглянуть в морские глубины. С помощью чего человек

 

                         может опуститься на морское дно (ответы детей)

                         На нашем корабле есть видео – зал, в котором мы сможем увидеть

                          красоту подводного мира.

 

Дети переходят к ноутбуку. 

 

Показ слайда №4 

 

Воспитатель: Как вы думаете, кого мы сейчас встретим под водой? (ответы  детей)

                         Верно. В основном в море живут рыбы. Только все они разные.

                         Посмотрите, какие красавицы!

 

Показ слайда №5 

 

Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, что есть общего у всех рыб?    

 

                          (ответы детей).

 

                          Правильно, ребята, у всех рыб одинаковое строение. А скажите,            

 

                          пожалуйста, чем покрыто тело рыб? (ответы детей)

 

                          Как рыбы могут дышать под водой? (ответы детей)

 

 

 

Воспитатель обращает внимание на рыбок, предлагает назвать их, рассказать о них и прочитать стихи. 

 

Показ слайда №6

 

Воспитатель: Ребята, а ведь кроме рыб в морях живёт много других обитателей. 

 Показ слайда №7 

 

Воспитатель обращает внимание детей на морских животных, предлагает назвать знакомых, рассказать о них и прочитать о них стихи.

 

Показ слайда № 8 

 

Воспитатель: А вот рядом с нами проплывает очень необычное существо! 

 

                         Приглядитесь, кого напоминает вам его голова? (ответы детей)

 

                         Верно, голова у него точно, как у сказочного конька Горбунка. Вот   

 

                         его и назвали - Морским коньком. Морской конёк живет во всех 

                         теплых морях земного шара, тело у него покрыто костными

                         пластинами, как панцирем, поэтому он плавает вертикально.

 

                         Морской конек  очень маленький и многие большие рыбы могут       

                         его съесть, поэтому, чтобы легче было спрятаться, морской конёк

                         может менять свою окраску. Сядет на зелёную водоросль –

                          позеленеет, сядет на бурую водоросль - станет бурым. Питаются

                         маленькими рачками и водорослями.

Воспитатель: Ребята, мы с вами хорошо поработали, предлагаю отдохнуть и поиграть.

 

Дети встают со своих мест

 

Игра «Водолаз»

В синем море мы бывали,

Дельфина (морского конька) там видали

5,4,3,2,1 – покажи его сейчас

Но проворный водолаз

Увидал его тотчас.

Он его поймать решил,

В море быстро поспешил

 

(дети приседают)

 

Дети возвращаются на места.

 

СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ

 

Показ слайда № 8

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пока мы с вами играли, к нам приплыл

 

                         дельфин, и на память о нашем путешествии он дарит нам эти 

 

                         красивые ракушки. Наше удивительное путешествие подходит к  

                         концу, пора возвращаться в детский сад, прошу всех занять свои

                         места на палубе.

 

Дети садятся на корабль. 

Воспитатель: Вижу детский сад, всем сойти на берег.

 

Дети выходят из корабля.

 

Воспитатель: Ребята, на память о нашем замечательном путешествии, я    

 

                         приготовила для вас картину. Но чего - то на ней не хватает, как вы  

 

                         думаете чего? (ответы детей)

 

                         Давайте сделаем из бумаги морских обитателей  и поселим их  

                         на нашей картине.

 

Дети под музыку выполняют задание.

 

Воспитатель: Какая замечательная картина у нас с вами получилась. Как мы её  

 

                          назовем? (ответы детей).

                          Картину мы с вами поместим в родительском уголке, чтобы ваши

 

                          мамы и папы увидели вашу интересную работу. А вы им  

 

                          расскажете о том, где побывали. А эти ракушки, которые принес  

                          дельфин, будут напоминать нам о путешествии.

 

                         А с помощью ракушки можно даже здесь, далеко от моря, услышать,  

                         как плещутся морские волны. Хотите послушать? Тогда возьмите

                         ракушку и приложите её отверстием к уху. Слышите? Это песня

                         моря. Ребята, вам понравилось наше путешествие?

 

Дети высказывают мнение о своем путешествии,

 

воспитатель благодарит детей.



 

Литература:

1.     В.Г. Бабенко «От омара до кальмара». Морские беспозвоночные. –М.: ЗАО «Издательский дом Оникс», 1999

2.     О.М. Газина экологическая азбука для детей: Жизнь морей и океанов. –М.: Школьная пресса, 2000

3.     А. Дитрих, Г. Юрмин «Почемучка». Энциклопедия для любознательных.- М.: Астрель АСТ, 2002

4.     Т.Ю. Коти «Кто-кто в синем море живет?» Стихи для детей. –М.:

«Махаон», 2000

5.     И.Новикова «кто живет в глубинах вод». Стихи для детей. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998

6.     П.Р. Пимон Тайны моря. – М.: «Махаон», 2001

7.     О.А. Скоролупова Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода». – М.: ООО Изд-во «Скрипторий», 2003

8.     Интернет - ресурсы

Ваш комментарий
Имя: 
Комментарий: 
* все поля обязательны для заполнения
Комментарии
Галина Алексеевна
Какая Вы молодец! НОД просто супер! Все очень интересно. Беру себе на заметку. Спасибо!
Перелыгина Елена
Очень рада,что материал оказался полезным
Ольга Ивановна
Очень грамотно составлен нод, молодец!
Ирина Петровна
Нод очень понравился, воспользуюсь.
Петрова Светлана
Елена занятие очень интересное,познавательное. Молодец!
Перелыгина Елена
Спасибо за отзывы